SimpleMedics

Медицина и наука

website template image

Разделы

Как улучшить свою двигательную память - Есть вид памяти, который мы редко замечаем: это двигательная память. Без нее невозможно, например, научиться водить машину, она во многом определяет координацию, ловкость и меткость наших движений.  Читайте...

Центральная нервная система . Спинной мозг .

РАЗВИТИЕ СПИННОГО МОЗГА. Филогенетически спинной мозг появляется на 3 этапе развития нервной системы. В это время головного мозга еще нет, поэтому туловищный мозг имеет центры для управления всеми центрами организма, как вегетативными, так и анимальными (висцеральные и соматические центры). Соответственно сегментарному строению тела туловищный мозг имеет сегментарное строение, он состоит из связанных между собой невромеров, в пределах которых замыкается простейшая рефлекторная дуга. Метамерное строение спинного мозга сохраняется и у человека, чем и обуславливается наличие у него коротких рефлекторных дуг.

С появлением головного мозга в нем возникают высшие центры управления всем организмом, а спинной мозг попадает в подчиненное положение. Спинной мозг не остается только сегментарным аппаратом, а становится и проводником импульсов от периферии к головному мозгу и обратно, и в нем развиваются двусторонние связи с головным мозгом. Таким образом, в процессе эволюции спинного мозга образуются два аппарата: один, более старый, сегментарный аппарат собственных связей спинного мозга и второй, более новый, надсегментарный аппарат двусторонних проводящих путей к головному мозгу. Такой принцип строения наблюдается и у человека.

Решающим фактором образования туловищного мозга является приспособление к окружающей среде при помощи движения. Поэтому строение спинного мозга отражает способ передвижения животного. Так, например у пресмыкающихся, не имеющих конечностей передвигающихся с помощью туловища, спинной мозг развит равномерно на всем протяжении и не имеет утолщений. У животных пользующихся конечностями, возникает два утолщения; при этом, если более развиты передние конечности, то преобладает переднее утолщение спинного мозга; если более развиты задние конечности (например, ноги страуса), то увеличено заднее утолщение; если в ходьбе одинаково участвуют и передние, и задние конечности (четвероногие млекопитающие), то одинаково развиты оба утолщения. У человека в связи с более сложной деятельностью руки как органа труда шейное утолщение спинного мозга дифференцировалось сильнее, нежели поясничное.

Отмеченные факторы филогенеза играют роль в развитии спинного мозга и в онтогенезе. Спинной мозг развивается из мозговой трубки, из ее заднего отрезка. Из вентрального отдела мозговой трубки образуются передние столбы мозгового вещества спинного мозга ( клеточные тела двигательных нейронов ), прилегающие к ним пучки продольных нервных волокон и отростки названных нейронов (двигательные корешки ). Из дорсального отдела возникают задние столбы серого вещества ( клеточные тела чувствительных нейронов ), задние канатики (отростки чувствительных нейронов ).

Таким образом, вентральная часть мозговой трубки является первично двигательной, а дорсальная - первично чувствительной. Деление на моторную (двигательную ) и сенсорную (чувствительную ) области простирается на всю мозговую трубку и сохраняется в стволе головного мозга.

Из – за редукции каудальной части спинного мозга получается тонкий тяж из нервной ткани. Первоначально, на 3 – м месяце утробной жизни, спинной мозг занимает весь позвоночный канал, затем позвоночник начинает расти скорее, чем мозг, вследствие чего конец последнего постепенно перемещается кверху ( краниально ). При рождении конец спинного мозга уже находится на уровне 3 поясничного позвонка, а у взрослого достигает высоты 1 – 2 поясничного позвонка. Благодаря такому «восхождению» спинного мозга отходящие от него нервные корешки принимают косое направление.

Узнайте больше ...

Как улучшить свою двигательную память
Есть вид памяти, который мы редко замечаем: это двигательная память. Без нее невозможно, например, научиться водить машину, она во многом определяет координацию, ловкость и меткость наших движений. Для развития этих качеств мы предлагаем простые упражнения. Есть ли такой человек, который не хотел бы улучшить свою память? Мы таких не встречали. При этом люди имеют ...