SimpleMedics

Медицина и наука

website template image

Разделы

Как улучшить свою двигательную память - Есть вид памяти, который мы редко замечаем: это двигательная память. Без нее невозможно, например, научиться водить машину, она во многом определяет координацию, ловкость и меткость наших движений.  Читайте...

Исследование установок детей, больных бронхиальной астмой

Медицинская практика показывает, что болезни часто возникают на почве множественных этиологических факторов, и для успешного лечения нельзя рассматривать больного только как носителя какого-то заболевшего органа, а следует лечить человека в целом, с учетом его психологических особенностей.

Традиционная, классическая медицина среди факторов риска развития бронхиальной астмы выделяет генетические (атопия, наследственность, гиперреактивность бронхов) и внешнесредовые (аллергены, лекарственные средства, вирусы и вакцины, химические вещества) факторы. Психосоматическая медицина большую роль отводит психологическим факторам, при этом определенные психологические особенности могут быть присущи больным еще до начала заболевания или уже сама болезнь (как хроническая психотравмирующая ситуация) обусловливает изменение психики и углубление преморбидных личностных свойств. Результатом болезни могут стать стойкие, иногда трудно преодолимые перестройки всей личности больного, выражающиеся в формировании в условиях болезни аномальных и эгоцентрических установок, изменяющих поведение и нарушающих социальную адаптацию ребенка. В возникновении негативных установок у детей с бронхиальной астмой также важная роль отводится семейной ситуации, психологическим особенностям родителей, нарушениям внутрисемейных взаимоотношений.

Наша исследовательская работа посвящена изучению установок детей, больных бронхиальной астмой, по сравнению с установками здоровых детей.

Установки позволяют увидеть, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и как он конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Установки способны выступать детерминантами поведения и социального развития ребенка. Эгоцентрические установки, снижение готовности к ролевому взаимодействию, истероидность способствуют либо инфантильному поведению, зависимости, «прилипчивости», либо – агрессии, требовательности. Проблемы в конструктивном разрешении межперсональных отношений, особенно у подростков, больных бронхиальной астмой, приводит к социальной дезадаптации, что усиливает стрессогенное влияние болезни, утяжеляет ее течение и ухудшает качество жизни.

В связи с этим актуальным является: 1). Изучение влияния болезни на трансформацию установок, то есть необходимо выяснить, как болезнь отражается на установках детей с бронхиальной астмой; 2). Поиск психодиагностических методов в исследовании установок у соматических больных, так как эта проблема разработана недостаточно; 3). Разработка системы рекомендаций, направленных на предотвращение негативной трансформации установок.

В реальной жизни вербальные (декларируемые) установки мало связаны с невербальным поведением. Полное соответствие вербального и невербального поведения отмечается лишь в условиях эксперимента в лаборатории, так как в этих условиях установка выражает только общепринятое социально одобряемое мнение. В то же время человек может повести себя не в соответствии с декларированной установкой. Выявлению же неосознаваемых установок помогают проективные методы.

Исходя из цели исследования, мы сочли возможным изучать установки с помощью графических методов, которые являются проективными и позволяют высветить мотивационную структуру личности. Рисуночные методики как яркие представители графических методов позволяют оценить отношение к чему-либо, что соответствует целям нашей работы.

Кроме того, они вызывают меньшее сопротивление, создают более расслабленную и неформальную атмосферу встречи ребенка с психологом и в меньшей степени задействуют механизмы психологической защиты испытуемых, искажающих результаты в сторону большей социальной привлекательности.

В качестве объекта исследования выступали дети, страдающие бронхиальной астмой (четырнадцать человек).

Кроме того, к исследованию привлекались их родители (десять человек), также была сформирована контрольная группа детей, не страдающих бронхиальной астмой (тринадцать человек).Нами была использована методика, относящаяся к варианту теста «Свободный рисунок», который был разработан и предложен Е.С.

Романовой как альтернатива более «жестким» тестам на уже строго заданную тему (например, тест «Дом, дерево, человек» или «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»). Выполнение изображения на свободную тему способствует снижению «конфликта между «стандартностью» задания и свободой творчества, самовыражения» [10.С.133].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Узнайте больше ...

Гиппократ и Гиппократов сборник
Моя бабушка всегда говорила: «Если кинуть в толпу яблоко, то обязательно попадёшь в юриста или экономиста.» Я знала, что точно не выберу одну из этих профессий. С пятого класса я хотела стать врачом – педиатром. Когда пришло время точно определяться, по какому пути идти, на какого врача учиться, или вообще выбрать что-то другое, - вся моя большая семья посовето ...