SimpleMedics

Медицина и наука

website template image

Разделы

Как улучшить свою двигательную память - Есть вид памяти, который мы редко замечаем: это двигательная память. Без нее невозможно, например, научиться водить машину, она во многом определяет координацию, ловкость и меткость наших движений.  Читайте...

Исследование установок детей, больных бронхиальной астмой

Здоровые дети в 62 % случаев изображают ситуацию «Я и врач» как угрожающую. Об этом свидетельствуют такие предметы в рисунке, как шприц, пила, молоточек, изображение «криков» из уст детей, изображение врача со спины и т.д.

Больные же дети в 86 % случаев изображают ситуацию как «помогающую»: улыбка на лицах, близкое друг к другу расположение, «телесный» контакт врача и больного посредством фонендоскопа, изображение украшений в прическе врача, часов и картины на стене. Это можно объяснить тем, что дети здоровые редко встречаются с врачом и поэтому переносят на рисунок образ, который ассоциируется с воображаемой опасностью от встречи с неизвестным. Больные же дети меняют свое отношение к врачу с отрицательного на положительное, так как после встреч с реальным человеком их страхи развеиваются.

При отнесении рисунков к тому или иному виду по схеме Г.Рида наиболее часто в группе здоровых детей встречался ритмический и декоративный рисунки (по 20%) , а в группе больных – перечисляющий (45%) и гаптический (25%). Соотнеся виды рисунков с типологией К.Юнга, получили, что в группе детей, больных бронхиальной астмой, доминирует мыслительный тип и почти отсутствует чувствительный (эмоциональный). В рисунках здоровых детей все типы представлены в равных отношениях.

Преобладание мыслительного типа у больных детей, вероятно, связано с тем, что длительная, продолжительная болезнь оказывается для них той жизненной ситуацией, в которой ребенок начинает думать о себе и своих отношениях с миром. Размышления о природе болезни, ее причинах и следствиях требуют интеллектуальной переработки. Включение мышления – достаточно трудоемкая деятельность. Функция чувств при этом угнетается.

Ограниченную способность больных детей к восприятию собственных чувств и эмоций, вероятно, можно объяснить и проявлением алекситимии. С этой позиции ее можно рассматривать как защитный механизм, действующий против непереносимых аффектов. Чтобы противостоять стрессу, ребенок может подавлять связанные с болезнью неприятные переживания, приказывать себе, например, не думать об опасности. Если подавление чувств, эмоциональных реакций на стресс входит в привычку, может развиться «эмоциональная тупость»: чувства становятся более «блеклыми».

Таким образом, можно предположить, что дети, больные бронхиальной астмой, в большинстве случаев будут действовать исходя из интеллектуально обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. При этом им трудно говорить с другими о чувствах, и эта эмоциональная невыразительность создает конфликтную ситуацию в межличностной сфере, что, в свою очередь, усиливает замкнутость, «уход в себя», «уход от людей», приводит к потере интереса к жизни. В ситуациях взаимодействия они чаще будут отказываться от общения.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: -Установки детей, больных бронхиальной астмой, отличаются от установок здоровых детей.

-У больных детей преобладают эгоцентрические установки, связанные с личной заинтересованностью. Для них характерны стремление к привязанности, зависимости, неуверенность в себе. К окружающей среде они относятся как к враждебной, но к ситуации взаимодействия с врачом – как к «помогающей». Отношение к болезни негативное. К себе относятся как к чему-то малоценному. У них не видно желания проявить себя в определенной деятельности, потерян интерес к жизни.

-У здоровых детей преобладают общественные установки, связанные с интересами других людей. Окружающая среда не расценивается ими как угрожающая, они адекватно оценивают себя, стремятся действовать и добиваться успеха. Отношение к болезни у них чаще положительное, но ситуация встречи с врачом вызывает отрицательные эмоции.

-Изменение установок больных детей происходит в сторону сближения с установками их родителей.

-Трансформации установок больных детей связаны с изменением их личностного восприятия ситуации болезни и влиянием отношения членов семьи к болезни ребенка.

-Эти трансформации могут быть оценены как негативные.

Поскольку установки выступают детерминантами поведения и социального развития ребенка, то негативная их трансформация приводит к инфантильному поведению, зависимости, социальной дезадаптации, что усиливает стрессогенное влияние болезни, утяжеляет ее течение. Но человек не просто пассивно приспосабливается к биологическим условиям болезни, которые изменяют его психологический облик: он способен компенсировать, преодолевать их, творить себя даже в стесненных условиях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Узнайте больше ...

Средства визуализации изображений в компьютерной томографии и цифровых рентгенографических системах
Древняя латинская поговорка гласит: «Diagnosis cetra - ullae therapiae fundamentum» («Достоверный диагноз - основа любого лечения»). На протяжении многих веков усилия врачей были направлены на решение труднейшей задачи - улучшение распознавания заболеваний человека. Потребность в методе, который позволил бы заглянуть внутрь человеческого тела, ...