


SimpleMedics
Медицина и наука
Исследование установок детей, больных бронхиальной астмой
Дадим описание использованной методики.
Испытуемым предлагалось выполнить три рисунка на заданные темы: 1. «Я – больной».
2. «Я – здоровый».
3. «Я и врач».
Матерям детей, больных бронхиальной астмой, также было предложено выполнить три рисунка: 1. «Мой ребенок больной».
2. «Мой ребенок – здоровый».
3. «Мой ребенок и врач моего ребенка».
Обработка данного теста проводилась двумя способами.
Первый способ заключался в проведении графологического и содержательного анализа.
Для содержательного анализа были выделены следующие показатели: Количество изображенных предметов.
Количество изображенных деталей в одежде.
Количество изображенных деталей в фигуре.
Наличие существенных и несущественных деталей.
Количество использованных цветов.
Размер изображения в кв.см., наличие сдвигов и диспропорций.
Наличие реалистического или символического изображения.
Для графологического анализа были выделены показатели: Характер линий, степень нажима.
Наличие исправлений и обводок.
Общее эстетическое впечатление от изображения.
Второй способ обработки заключался в отнесении рисунка к тому или иному виду изображения по схеме Г. Рида и приведении его в соответствие с личностной типологией К. Юнга [9.С.117131]. Данный способ позволяет судить о доминировании того или иного психологического типа в обследуемой группе и сравнить их соотношение у здоровых детей и детей, больных бронхиальной астмой.
Сравнивая результаты больных и здоровых детей, мы получили статистически значимые различия по всем критериям. При сравнении результатов больных детей и их родителей статистически значимых различий не получено.
Дети, больные бронхиальной астмой, изображают в рисунках в среднем в 2,5 раза меньше предметов, чем здоровые. Помимо этого, в рисунках здоровых детей присутствуют предметы, по которым можно судить об определенном месте, занимаемом ребенком в системе отношений: и семейных, и общественных.
Это видно по изображению таких предметов, как кровать, одеяло, подушка, домашние тапочки около кровати, лекарства, сладости, книги, лампа на прикроватном столике. Все это говорит о любви и заботе близких людей. В рисунках больных детей такие предметы отсутствуют.
Кроме того, в рисунках здоровых детей много предметов учебной, игровой, коммуникативной деятельности. Это и скакалка и качели, футбольное поле, книги, школа, компьютер, телефон и др. В рисунках больных детей отсутствуют изображения объектов, символизирующих какую-либо предметную активность, то есть через их рисунок не видно желания выразить себя в определенной деятельности, что, возможно, влияет на общее состояние организма, на склонность к заболеваниям.
Таким образом, можно предположить, что у больных детей преобладают эгоцентрические установки, связанные с личной заинтересованностью, а у здоровых – общественные, связанные с интересами других людей.
Отношение к окружающей среде как к враждебной, сковывающей, у больных детей подтверждает и тот факт, что в рисунках они часто изображают плохую погоду (тучи, дождь).
Анализируя рисунки, мы заметили, что здоровые дети как бы особенно «нагружают» существенным деталями ситуацию «Я – больной». Это может отражать больший интерес к болезни у здоровых детей вследствие того, что изменение физического состояния для них необычно, а ситуация болезни временная.
Она ассоциируется у них или с радостью и возможностью получить особое внимание и заботу родителей (изображение мокрого полотенца на лбу, шарфа, завязанного вокруг шеи), или с «вынужденным» отдыхом и ограничением свободы (лежит в постели). Характер несущественных деталей у здоровых детей в ситуации «Я – больной» изображение книг, плейера, конфет, дополнительных лиц, солнца и др. только подтверждают наши предположения. Таким образом, отношение к болезни у здоровых детей в целом позитивное.
В рисунках же больных детей существенных деталей в ситуации «Я – больной» в среднем 1,1. Ситуация болезни им неинтересна, так как она для них не нова и связана с болью и страхом удушья, отрицательными переживаниями и страданием («круги» под глазами, слезы, печальное выражение лица). Однако не только существенных, но и несущественных деталей в среднем 0,07. Это может свидетельствовать о замкнутости и чувстве собственной неполноценности, неуверенности в себе, мнительности. Отношение к болезни у детей, больных бронхиальной астмой, можно расценить как негативное, но не безысходное. Тот факт, что никто из больных не изобразил себя лежащим в постели, возможно, говорит о желании преодолеть болезнь.
Узнайте больше ...
Как улучшить свою двигательную память
Есть вид памяти, который мы редко замечаем:
это двигательная память. Без нее невозможно, например, научиться водить машину,
она во многом определяет координацию, ловкость и меткость наших движений. Для
развития этих качеств мы предлагаем простые упражнения.
Есть ли такой человек, который не хотел бы
улучшить свою память? Мы таких не встречали. При этом люди имеют ...