SimpleMedics

Медицина и наука

website template image

Разделы

Как улучшить свою двигательную память - Есть вид памяти, который мы редко замечаем: это двигательная память. Без нее невозможно, например, научиться водить машину, она во многом определяет координацию, ловкость и меткость наших движений.  Читайте...

Исследование установок детей, больных бронхиальной астмой

Дадим описание использованной методики.

Испытуемым предлагалось выполнить три рисунка на заданные темы: 1. «Я – больной».

2. «Я – здоровый».

3. «Я и врач».

Матерям детей, больных бронхиальной астмой, также было предложено выполнить три рисунка: 1. «Мой ребенок больной».

2. «Мой ребенок – здоровый».

3. «Мой ребенок и врач моего ребенка».

Обработка данного теста проводилась двумя способами.

Первый способ заключался в проведении графологического и содержательного анализа.

Для содержательного анализа были выделены следующие показатели: Количество изображенных предметов.

Количество изображенных деталей в одежде.

Количество изображенных деталей в фигуре.

Наличие существенных и несущественных деталей.

Количество использованных цветов.

Размер изображения в кв.см., наличие сдвигов и диспропорций.

Наличие реалистического или символического изображения.

Для графологического анализа были выделены показатели: Характер линий, степень нажима.

Наличие исправлений и обводок.

Общее эстетическое впечатление от изображения.

Второй способ обработки заключался в отнесении рисунка к тому или иному виду изображения по схеме Г. Рида и приведении его в соответствие с личностной типологией К. Юнга [9.С.117131]. Данный способ позволяет судить о доминировании того или иного психологического типа в обследуемой группе и сравнить их соотношение у здоровых детей и детей, больных бронхиальной астмой.

Сравнивая результаты больных и здоровых детей, мы получили статистически значимые различия по всем критериям. При сравнении результатов больных детей и их родителей статистически значимых различий не получено.

Дети, больные бронхиальной астмой, изображают в рисунках в среднем в 2,5 раза меньше предметов, чем здоровые. Помимо этого, в рисунках здоровых детей присутствуют предметы, по которым можно судить об определенном месте, занимаемом ребенком в системе отношений: и семейных, и общественных.

Это видно по изображению таких предметов, как кровать, одеяло, подушка, домашние тапочки около кровати, лекарства, сладости, книги, лампа на прикроватном столике. Все это говорит о любви и заботе близких людей. В рисунках больных детей такие предметы отсутствуют.

Кроме того, в рисунках здоровых детей много предметов учебной, игровой, коммуникативной деятельности. Это и скакалка и качели, футбольное поле, книги, школа, компьютер, телефон и др. В рисунках больных детей отсутствуют изображения объектов, символизирующих какую-либо предметную активность, то есть через их рисунок не видно желания выразить себя в определенной деятельности, что, возможно, влияет на общее состояние организма, на склонность к заболеваниям.

Таким образом, можно предположить, что у больных детей преобладают эгоцентрические установки, связанные с личной заинтересованностью, а у здоровых – общественные, связанные с интересами других людей.

Отношение к окружающей среде как к враждебной, сковывающей, у больных детей подтверждает и тот факт, что в рисунках они часто изображают плохую погоду (тучи, дождь).

Анализируя рисунки, мы заметили, что здоровые дети как бы особенно «нагружают» существенным деталями ситуацию «Я – больной». Это может отражать больший интерес к болезни у здоровых детей вследствие того, что изменение физического состояния для них необычно, а ситуация болезни временная.

Она ассоциируется у них или с радостью и возможностью получить особое внимание и заботу родителей (изображение мокрого полотенца на лбу, шарфа, завязанного вокруг шеи), или с «вынужденным» отдыхом и ограничением свободы (лежит в постели). Характер несущественных деталей у здоровых детей в ситуации «Я – больной» изображение книг, плейера, конфет, дополнительных лиц, солнца и др. только подтверждают наши предположения. Таким образом, отношение к болезни у здоровых детей в целом позитивное.

В рисунках же больных детей существенных деталей в ситуации «Я – больной» в среднем 1,1. Ситуация болезни им неинтересна, так как она для них не нова и связана с болью и страхом удушья, отрицательными переживаниями и страданием («круги» под глазами, слезы, печальное выражение лица). Однако не только существенных, но и несущественных деталей в среднем 0,07. Это может свидетельствовать о замкнутости и чувстве собственной неполноценности, неуверенности в себе, мнительности. Отношение к болезни у детей, больных бронхиальной астмой, можно расценить как негативное, но не безысходное. Тот факт, что никто из больных не изобразил себя лежащим в постели, возможно, говорит о желании преодолеть болезнь.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Узнайте больше ...

Эндоскопия
Эндоскопическая диагностика начала применяться с конца XVIII столетия и прошла в своем развитии несколько последовательных этапов, каждый из которых характеризовался совершенствованием аппаратуры и появлением новых методов. Выделяют четыре основных периода развития эндоскопии: 1. Ригидный 1795 - 1932 ...